Три аспекта бытия науки.
Логико-эпистологический подход к исследованию науки.
Позитивистская традиция в философии науки.
Расширение поля философской проблематики в постпозитивистской философии науки.
Наука – это сфера человеческой деятельности, функцией которой является накопление и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности; она включает как деятельность по получению нового научного знания, так и её результат- сумму знаний лежащих в основе научной картины мира.
Философия науки представляет собой область философии, изучающую науку как специфическую сферу деятельности человека и как развивающуюся систему знаний.
В узком смысле слова философия науки представляет собой направление в философии, которое исследует общие закономерности и тенденции научного знания взятого в исторически изменяющемся социо-культурном аспекте.
В основном любых великих открытий науки лежали общественные потребности.
Науки показывали ничто а как делать.
Считается, что родиной современной науки является западная культура
Прообраз (первая идея) можно найти в философии античной мира которая прошла три этапа:
- элейский
- ионийский
- сократический
В элейском и ионийском можно объединить
Сократа выдвинул идею человека в философии – таким образом, дал толчок к разделение естественных и гуманитарных наук
Большую роль сыграли идеи Демокрита и Аристотеля, благодаря которому возникает логика как инструмент любого мышления
Началом зарождением науки является 17 веек
И родоначальником считается Френсис Бэкон, который разработал методы индуктивного исследования, которое можно было использовать в простейших случаях
От Бэкона идет линия усложнения исследования и методы философского осмысления, которые являются причиной возникновения логико-эпистомологического мышления.
Возникает экспериментальный метод, который успешно применяет Галилео Галилей
Вместо объяснений природы основанных на действиях неких скрытых сил предоставить эксперименты на основе выдвигаемых гипотез
Законы движения планет Кеплерра, классическая механика и теория гравитации Ньютона – это первая научная картинна мира (все концепции отталкивались от них)
По второй линии развитии особое значение имеют идеи Гегеля который ввел в научный оборот понятие «философия чего-либо»
Сам термин философия науки появляется в 70-е годы 19-ого века (Дюринг)
Первом философом науки Огюст Конт
Первым в русскоязычную литературу термин философию науки ввел Бухарин
Как специальная дисциплина философия наука сформировалась в 60—е гг 200-ого века
Термин философия науки получил первоначальное распространение в работах представителей логического позитивизма.
Этот подход отличало ограничение философского исследования науки анализом ее языка средствами формальной логики (математическая)
Они считали, что наука это высший вид человеческой деятельности и функции философии науки является логика методологическое обслуживание специальных наук
На современном этапе развития круг интересов философии науки расширяется и включает в себя логико-гносиологическиие аспекты социально-философские и этические проблемы науки, а также процессы её развития.
Логико-эпистомологический подход к науке сформировался в рамках эмпириокритицизма (позитивизм второй волны). Под эпистемологией понимается теория познания или гносеология.
Эмпириокритицизм (критика опыта или махизм) – это субъективно-идеалистическое течение
Задачей которого является стремление очистить понимание «опыта» от понятий материя необходимость причинность как рассудочных понятий, незаконно привносимых в опыт.
Логико-эпистемологическиий подход развивался в рамках позитивизма, под которым мы понимаем течение западной философии второй половины 19-ого начало 20-ого века
Которое утверждает что источником подлинного положительного (позитивного – отсюда позитивизм) знания могут быть лишь отдельные эмпиричес4ккие науки и их синтетические объединения
А философия как особенная наука не может претендовать на самостоятельное исследование реальности.
Позитивизм возникает в 20-е гг 19-ого века.
В его развитии выделяют 4 формы или этапа.
1-ая – это философия Огюста Конта, Джона Стюарта Миля и Геллберта Спенсера.
2—я – Эрнаста Маха Рихарда Авенариуса (эмпириокритицизм)
3-я – логический позитивизм: Морис Шрик, Джорджа Эдварда Мура Витгенштейн Людвиг
4-я – постпозитивизм : Карл Поппер, Имре Лакатос, Томас кун, Майкл Полани (Поляни), Пол Фейрабелда
Конт Огюст провел сопоставительный анализ, нужно оказаться от утопический умозрительных конструкций и использовать точные методики. Методы естественных наук могут быть применены естественнонаучные методы. На первом месте должно быть описание явлений. Новая наука – социология : социальная динамика, социальная статика.
Наука не должна задаваться вопросом: почему происходить явление, а нужно описывать то, что происходит. Конт стремился найти такие законы, которые непреложны (Теоремы Пифагора и т.п.) Анализ развития научной мысли:
1-я фаза – теологическая точка зрения (состояние вымысла – необходимая точка отправления человеческого разума)
2-я фаза – Метафизическая (Абстрактная – попытка построения общей картины бытия, переход от первого к третьему)
3-я фаза – Позитивная ( Научная, положительная – Твердое и окончательное состояние) Главной задачей позитивной философии является описание, систематизация и классификация результатов и выводов научного познания.
Гелберт Спенсер (1820-1903) – один из родоначальников позитивизма. «Основные начала»
Часть 1 - Мы ничего не можем знать о последней реальности. Это «непознаваемое» выходит за пределы научного исследования, а религия просто используется метафорой, чтобы хоть как-то его представить и иметь возможность поклоняться этой «вещи в себе»
Часть 2 – Излагается космическая теория эволюция (теория прогресса), которую Спенсер считает универсальным принципом, лежащим в основе всех областей знания их суммирующим
Милль Джон Стюарт (1806-1873)
Английский философ и психолог. Один из лидеров эмпирической психологии. Считал, что при объяснении сознания следует ориентироваться не на механику, а на химию, поскольку элементы сознания не существуют изолированно, а благодаря ассоциации дают продукты, обладают качествами, которых нет у исходных компонентов. Каждое новое качество может определяться только на основе опыта индукции, а не за счет выводимых посредством знания всеобщих законов из исходных
Усовершенствовал правила индукции Бэкона и ввел априорный принцип единообразия. Принцип единообразия – это отказ Миля от
Цель позитивизма по Милю- актуализация.
Эмпириокритицизм –Мах Эрнст Экономия мышления и идеал чисто описательной науки
Экономия мышления – основная характеристика познания вообще. Он выводит ее из изначальной биологической потребности организма в самосохранении, обусловливающей (по Маху необходимость приспособления организма к фактам).
В развитой науке, объяснительная часть науки является лишней и в целях экономии должна быть удалена.
Искать признаки явления сопоставлять их и писать теории развития науки.
Рихард Авенариус (1843 1896) – немецкий философ, основатель эмпириокритицизма
Авенариус за отправной пункт познания принимает не мышление или субъект, а опыт в том числе, в каком он непосредственно познается людьми, а потому метод Авенариуса заключается в чистом описании эмпирически данного
Его книга «Критика чистого опыта» в популярном изложении Луначарского.
III –этап – это логический позитивизм или неопозитивзм
Мориц Шлик (1882-1936) –
Немецко-австриский философ, один из лидеров логического позитивизма.
«Пространство и время в современной физике» (1917)
«Всеобщая теория позитивизма» (1918)
«Вопросы этики» (1930)
В центре внимания Шлика и членов венского кружка философов встала проблема эмпирического осмысления научных утверждений. Они пришли к выводу о том, что философия не является ни теорией познания, ни содержательной наукой о какой либо реальности. Она представляет собой род деятельности по анализу естественных и искусственных языков.
Логический позитивизм основывается с их точки зрения на принципе верификации, который означает эмпирическое подтверждение теоретических положений науки.
Суждение о факте они назвали протоколом или протокольным предложением, которое выражают чувственные переживания субъекта.
С токи зрения логического позитивизма деятельность ученого должна сводится в двум процедурам:
1-я – установление протокольных положений (т.е. факты и суждения о них)
2—я – изобретение способов объединения и обобщения этих предложений.
Недостатки:
Считается, что верификация, предложенная Шликом ограничена, так как универсальные законы науки не могут быть сведены к совокупности протокольных предложений.
Этот недостаток попытался преодолеть Джош Мул и Людвиг Вигельштейн, которые отказались от верификационной теории и предложили вместо неё лингвистический анализ.