Витгенштейн Людвиг Иойзеф Иоган – австрийский философ, один из наиболее влиятельных мыслителей 20 века1. Согласно, одной из главных его идей работы, мировая субстанция состоит из «простых объектов» которые вступая в различные сочетания друг с другом , образуют факты
2. Элементарные суждения состоят из «имен», каждое из которых обозначает простой объект.
3. Комбинация имен обозначает невозможную комбинацию соответствующих объектов, иначе говоря – некий невозможный факт
4. Изображение, картина возможного факта «мысль».
5. Все мыслимое возможно; отрицание мысли также мыслимо и возможно.
6. Поскольку некая возможная комбинация имен отображает некую возможную комбинацию объектов, логическая форма образа и логическая форма реальности тождественны друг другу.
7.мышление доступно для чувственного восприятия.
8. Записав все истинные элементарные суждения мы смогли бы полностью описать весь мир.
Можно прийти к описании реальности с помощью языка.
Логический словарь Кондакова.
Винтгенштейн говорит, что реальность не может быть репрезентирована в суждении (хотя реальность в целом может быть репрезентирована в суждениях, ни одно суждение не может репрезентировать то общее, что у него должно быть с реальностью, что бы суждение могло репрезентировать реальность, а именно логическую форму изображения реальности.)
Но у нас есть возможность предположить, что логическая форма суждения из логических суждений.(логическая форма не может быть описана в суждениях, она показывает себя в каждом суждении. То общее, что с необходимостью имеется в мышлении, языке и реальности не может быть сказано)
Логика сама по себе есть инструмент нашего представления об окружающей действительности.
Если логика присутствует, она заставляет выстраивать суждения таким образом, что они становятся доступны не только нам, но и окружающим.
К тому, что не может быть сказано относятся предметы логики, этики, эстетики, религии и даже философии.
На основе идей Винтгенштейна члены венского кружка сформулировали следующие гносиологические принципы:
1. Всякая знание – есть знание о том, что дано человеку в чувственном восприятии. Вне чувственного восприятия нет никакой реальности. Во всяком случае мы ничего не можем сказать о ней. Таким образом, всякое знание может относится только к чувственным впечатлениям, (После это изменились представления о философии как о науки)
2. То, что надо в чувственном восприятии мы можем знать с абсолютной достоверностью.
3. Все функции знания сводятся к описанию. (ничего ненужно объяснять)
4-й этап позитивизма.
Основные черты постпозитивизма:
1. Ослабление существенное внимания к проблемам формальной логики
2. Интерес к истории науки
3. Переключение усилий с анализа готового научного знания на изучение его динамики.
4. Отказ от жестких разграничений между эмпирией и теоретической частью, наукой и философией, а также установка на отказ от крайностей. (Возникает вторая картинка мира Термодинамиика и Энштейн)
5. Стремление представить развитие знаний как единство количественных и качественных его изменений. (Количественные изменения – это нормальная наука, а качественные изменения – это научная эволюция.)
Карл Рэймонд Поппер.
Ввел понятие фальсифиицируемости необходимого условия признания теории или гипотезы научной (критерий Поппера).
БЫЛО -à Представление логического позитивизма: в качестве критерия демаркации науки и не-науки Выдвинули принцип верифицикации.
Поппер à Только та теория научна, которая может быть принципиально опровергнута опытом.
Наука должна стараться ставить принципиально новые проблемы и решать их по новым методикам.
Догму значения или смысла и порождаемые ею проблемы можно устранить, …
Имре Лакатос
Вклад в разработку принципов научного познания
Автор теории и методологии научно-исследовательских программ, в рамках, которых, вслед за К. Поппером, развивший принцип фальсификации до степени, названной им утонченным фальсификационизмом.
Структура научно-исследовательских программ
Разрушение «жесткого ядра» теоретически означает отмену программы и замену её другой, конкурирующей. à «Жёсткое ядро» «Предохранительный пояс»
Априорно принятые в системе фундаментальных допущений, не могущих быть опровергнутыми внутри программы.
Вспомогательные гипотезы, видоизменяющиеся к контрпримерам программы à TЕго видоизменения и уточнения - эволюция.
Томас Кун – американский историк и философ науки, доказавший, что научное знание развивается скачкообразно, посредством научных революций.
Один из лидеров историко-эволюционистского направления в философии науки.
1. Глава история наука.
2. Этапы развития зрелой науки.
3. Эволюция математики.
Согласно Куну, логико-методологические факторы развития науки зависят от парадигмы
Парадигма – совокупность убеждений, целостных установок и технических средств, принятых научным сообществом и обеспечивающих существование научной традиции.
Критерии научности и рациональности Кун считает исторически относительными и зависящими от парадигмы.
Преемственность в эволюции науки Кун отрицает; по его мнению, вместе с парадигмой отбрасывается накопленное ею знание, а научные сообщества вытесняют друг друга. Поэтому существует термин трансляции знаний.
История науки состоит из чередования периодов «нормальной науки» и периодов «научной революции»
Период «нормальной науки» (безраздельное господство парадигмы) –>распад парадигмы –
Полани Майкл Венгерско-английский физикохимик и философии науки.
Один из основоположников так называемого.
Личностное знание на пути к посткритическй философии М., 1985
В научном познании следует различать:
1. Знание центральное, явное, осознаваемое, эксплицитное, носящее интерперсональный характер, которое может передаваться без личных связей.
2. Знание периферийное, «неявное» знание, неосознаваемое, имплицитное, которое проявляется в практической деятельности (включая научную) и передается только путем личных контактов (как правило, в результате обучения).
«Эпистемология неявного знания» Отказ как от эмпирического, так и формально-логического подходов.
Он ввел в оборот в наукологии термин «научное сообщество»
Вместе с Куном он считает задачей философии науки выявление ее человеческого фактора. Отказываясь от неопозитивистского противопоставления объекта и субъекта познания.
Полани настаивает на том, что человеку свойственно на абстрактное проникновение в суть вещей.
Фейрабенд, Пол Карл
Американский философ и методолог науки. Один из наиболее ярких и оригинальных представителей постпозитивизма.
Он назвал свою концепцию «эпистемологическим анархизмом»
В результате своего анализа деятельности родоначальников современной науки он приходит к выводу о том, что наука вовсе нерациональна, как считает большинство философов и ученых.
Выдвинул принципы:
1. Пролиферации
2. несоизмеримости